Частый сегодня вопрос: «О чём же, в контексте всей сложившейся ситуации, основные переживания тех, кто давно эмигрировал?» Думаю, что кроме первичного общечеловеческого это горе еще про то, что уезжая жить в другую страну, не думаешь о том, что утрачиваешь свою.

Думаешь, что остаётся свободная возможность вернуться, возможность приехать на время, регулярно держаться взаимных связей с близкими и друзьями, которые там живут свою параллельную, вполне их удовлетворяющую жизнь (по крайней мере, личную, с детьми, отношениями, хобби, планами). Плюс, по личным впечатлениям, в контексте более благополучных социальных условий (в той же Австралии) больше ресурс на чувствительность, что серьезно смещает понятие нормальности происходящего.

На курс «Дары печали, или о ресурсах человеческой грусти» я шла за тем, чтобы посмотреть глубже на вопросы родительства. Но всё оказалось гораздо полезнее и для личного проживания значимых необратимых утрат.

В прошлый четверг был вебинар на тему горевания. У многих участников он расшевелил предыдущий опыт. Хочется зафиксировать, что я бы рассмотрела ближе и встроила в свою картину мира:

1. Горе создано психикой для того, чтобы из него выйти.

2. В случае недостатка поддержки в момент утраты, тревоги, ужаса, злости, недостаточной реакции в момент утраты, может возникнуть эффект «чрезмерного горевания» (это отсроченное горе, где вместе с новой утратой «догоняет» предыдущее негоревание).

3. Как правило, этого не происходит, но в определенных условиях возможно неадаптивное поведение, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии(особенностей черт личности, склонности застревать в чувствах, отсутствия внутренних опор, социальных факторов…).

4. 5 стадий горя (*многие, наверняка, знают, хотя есть противники этой разбивки):

– Отрицание (позволяет сделать дела до погружения в горевание: давайте жить так, будто это не произошло)

– Борьба /злость(так было нельзя; это несправедливо; обвинения)

– Торги (буду активен и горе пройдёт мимо; давайте я все-таки не буду горевать; да все у меня нормально)

– Грусть (человек становится малозаметен всем остальным, но очень заметен себе своими переживаниями)

– Перестройка

5. У процесса проживания горя есть своя внутренняя логика. Переживание, доминирующее на определённой стадии, не может быть завершено, пока не решены задачи данной стадии.

Каждая – новый шаг в расставании и осмыслении отношений с утратой.

Каждая следующая – возможность жить без них. Смысл процесса – движение от не-расставания к постепенному отпусканию.

6. Ритм стадий и характер проживания (психологические и физические ощущения, мышление, поведение)зависят от контекста, от истории горюющего, природы привязанности, обстоятельств утраты, степени близости, социальных переменных.

(* про это и бессмысленность обвинения людей в этом я писала в предыдущем тексте о личных выводах по мере прохождения курса)

7. Работа печали сопровождается сильной душевной болью. После завершения работы печали «Я» человека снова «становится свободным». Утративший может снова возобновить свою эмоциональную жизнь, устанавливать новые отношения. Для того, кого/что потеряли находится своё место. (но метод «клин клином» – лишь анасезия от боли, пораждающая в дальнейшем месиво неразборчивых связей, обстоятельств и чувств)

Про завершение горевания:

О. Немиринский

«Когда завершается переживание горя? На это есть два ответа. Один простой и жизненный – оно не завершается никогда. Второй – когда переживание горя перестает быть самым сильным переживанием человека.»

З. Фрейд

«Мы находим место для того, что потеряли. Хотя мы знаем, что острое горе после утраты однажды пройдет, мы также знаем, что никогда не утешимся и никогда не найдем замену. Чем бы мы не заполнили образовавшуюся пустоту, даже если мы заполним ее полностью, это все-таки будет что-то другое.»

Горевание завершается, когда человек заканчивает восстановление. Приспосабливается внутренне и внешне к новому миру вокруг себя. Он способен ярко переживать настоящее, быть устремлённым в будущее. Есть сохраненная ненавязчивая связь с утратой, не причиняющая боли. Воспоминания не замораживают его, а согревают. Горевание длится в среднем до года-двух лет с постепенным медленным улучшением состояния.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Б. Прайтлер«Скорбь нуждается в выражении, свидетелях и ритуалах». Чтобы скорбь была реализована, работала и продолжалась, нам нужны условия. Проявить и пропустить. Простить, проститься, выразить, отдать.»

КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ переживать утраты?

⁃ давать себе время и место для переживания;

(человек становится медленнее, потому что психике нужно залатать эту дыру и это долго; чем больше была утрата, тем медленнее в ней человек и больше нужно времени на проживание)

⁃ понимать, что проживание горя – это необходимая работа, которая не останавливает жизнь;

(переживать утрату кусочками, на время возвращаясь к обычным делам и повседневной жизни, особенно, когда горе слишком огромно и к нему страшно подойти)

⁃ завершать незавершённое в отношениях с объектом (например, местом) или субъектом (человеком);

(незавершенное забирает ресурс внимания, и когда человек завершает это, то высвобождаются и силы, и время)

– находить то, за что можно быть благодарным утраченному человеку/месту;

(осознать, облечь в слова хорошее, что было и что в прежней форме этого уже не будет;благодарность – очень хорошее чувство для завершения и отсоединения, а вот злость и ненависть – приближающие и контактные)

– создавать личные ритуалы переживания утраты.

КАК ПОМОЧЬ ДРУГИМ проживать утраты?

⁃ спрашивать человека в чем он нуждается;

⁃ быть готовы выслушать и быть рядом при переживании другим его утраты(важно иметь на это время и помнить, что люди в утрате – медленные люди; будьте готовы позволить им плакать, самому быть «дуплом», в которое они говорят, а иногда и громоотводом, в который горюющие разряжают молнии).

Особенное из лекции:

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Это внутренний подарок на память, мотивированный нашим бессознательным желанием сохранить близость с утраченным. Мы принимаем хорошее, что было, и делаем частью своей личности, уподобляемся тем чертам, в которых больше всего нуждаемся. Мы сберегаем для себя то, что однажды получили. Как бы расстаёмся, одновременно оставаясь с субъектом или объектом, и, по иронии судьбы, обогащаемся нашим опытом утраты.

Именно идентификация помогает нам завершить горевание (*понравились примеры начать пить определенный характерный утраченному напиток, перенять некоторые выражения, ходить в определённые места, смотреть фильмы…).

ПОДАРКИ ГОРЯ

Эти подарки упакованы очень глубоко. Достать их причиняет боль. Благодаря гореванию, человек может заново пересобрать самого себя и свои ценности. Он может увидеть себя как человека, которого не сломали разлуки, который может преодолеть, который может проститься, который может воссоздать, которого внутри всегда что-то поддерживает, который будучи потрясённым, вновь может опереться на что-то сущностное в себе, который является кем-то без другого, который способен любить, отпускать и снова любить.

Такая эмоция как скорбь может «оздоровить» нас, поскольку способствует трансформации. Её цена – расставание, потеря. Она нас готовит к новым отношениям с другими местами и людьми, позволяя попрощаться по-настоящему. Скорбь это как нож для чистки картошки, как эмоциональный пожар.

Мыслей, конечно, много:)

Здорово было бы написать еще про слезы, и там очень много ценного, но сейчас хочется остановиться в точке надежды. Каждый из нас в свое время, в своем ритме, по кусочкам, пройдет свой непростой интересный путь героя к себе новому, что, в том числе, поможет нам всем стать внутренне ближе.

Бывает, что отношения не заканчиваются, а перестраиваются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *