Фотокамера правдива лишь в той мере, в которой правдивы управляющие ей руки. Поэтому, говоря об объективности фото, имеют ввиду степень иллюзии.

Документальный жанр подразумевает истории реальности. Пропуская жизнь через фильтр своего восприятия, фотограф неизбежно несёт предвзятость, но это следствие его мировоззрения и эстетического восприятия.

Однако, фотография это ещё и бизнес, средство достижения амбиций, эффективный способ влияния. В этом смысле фотодокументалистика – не исключение. Хотя, именно на неё, как на свидетельство действительности, возложены стандарты наивысшей объективности. Есть много примеров сознательной подтасовки и лукавых изменений. Профессиональные документальные конкурсы, такие как World Press Photo и Documentary Family Awards, запрашивают необработанные оригиналы, но происходящее до момента спуска затвора по-прежнему на совести авторов.

Таким образом, есть идеалы, к которым стремится документальная фотография, а есть реальность, цели, люди и конкретные ситуации.

На мой взгляд, текущий кризис объективности этого жанра связан ещё и с тем, что авторов чаще награждают за тренды, а не за документальность.

Также есть тенденция вытеснения реальности гламуром. Фотография будто перестаёт ассоциироваться со свидетельством настоящей жизни.
Здесь можно провести аналогию с кино и тем, как постепенно с экранов уходят документальные фильмы, и люди разучиваются их воспринимать.

Просмотр документальных фото подразумевает погружение в ЧТО. Это удел любознательных. Тех, кто как легендарный и ироничный Эрвитт Эллиотт, считает “фотографию искусством наблюдения”. Тех, кто как признанный классик фотодокументалистики Гарри Виногранд, уверен, что “уважая объект съемки, вы правдиво фиксируете его”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *