Разговоры о моногамии всегда чувствительны. Здесь сложно говорить по-взрослому. Всегда есть личная предыстория, то и дело стучимся о противоречия.

“Заговор мещан” или “единственное следствие настоящей любви”?

Есть философская шутка, когда Иммануилу Канту задали вопрос:
– Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности – брюнетки или блондинки?

Не задумываясь, Кант ответил:
– Седые!

Верность – одновременно штука сложная и простая.
Её пытаются напрямую связать с удовлетворённостью в отношениях и нередко ошибаются. Говорят, что она – закон чистоты, но забывают, что жизнь в изменении намного сложнее. Произносятся клятвы о преданности, но не учитывают, что ценой больших усилий это само по себе отдаёт фальшью.

Рано или поздно каждый сталкиваемся с этим конфликтующим выбором. И, кажется, если бы не родительство, эти вопросы не возникали бы в наших отношениях так часто?

Несколько лет назад фотографировала свадьбу знакомой. Та выходила замуж за человека, который уже был женат. Кольца держала его восьмилетняя дочь, и во время церемонии у неё случилась тихая истерика. Разрывающие сердце беззвучные рыдания ребёнка явно были не слезами счастья за папу и новую избранницу. Взрослые отвели девочку в сторону, успокаивая, что на свадьбе “часто плачут”. Да и что им было ещё сказать?

Что часто бывает так, что любовь она очень разная и вместе с радостью приносит много боли?
Что одновременно никто в этом не виноват и, вместе с тем, виноват каждый?

Видится, что дети – наш сильнейший стимул моногамии. Мы отчаянно хотим им передать иллюзию, что у них всегда всё будет хорошо. Что это очень просто: мама + папа, дети, а итогом семейное счастье навсегда. И есть только счастливые герои, и есть лишь несчастные грешники.
Пусть они, насколько это от нас зависит, сами пройдут свой путь и сделают свой выбор из точки, где такая возможность нами не закрыта собственными руками? Разберутся в том, что между Соней с Андрэ из “Зависть богов” и многочисленных героев клипов группы “Ленинград” много крутых ступеней? Поймут, что отношения, секс, любовь могут существовать отдельно, но культивировать ли это – всё же во многом вопрос личного выбора.

Про этот выбор обычно мы, взрослые, отчаянно спорим.

Кто-то поправляет: “Выбор есть всегда”. Я давно отвечаю: “Во многом!” Так как считаю, что, действительно, бывает так, что “его нет”. В силу невозможности полного контроля человека над эмоциями, отсутствия опыта личного проживания с обратной стороны, непонимания, где какие задачи в какой момент жизни мы для себя решаем.

В сериале The Affair, где очень тонко разбираются многие аспекты моногамии, есть подобный диалог:


– Я хочу знать, возможно ли это в действительности быть обоими: хорошим человеком и великим человеком.

⁃ Что значит по-вашему хорошим?

⁃ Долгий брак, благодетель, моногамия, партнёрство, любовь. Сколько из тех, кто прожил такую хорошую жизнь, прожил великую жизнь?

⁃ Зависит от того, что считать великим.

⁃ Удалось бы тому, кто завоевал Нормандию, это сделать, если бы он дома менял подгузники? Серьёзно! Посмотрите на его жизнь: он следовал инстинктам, он брал что хотел. Возможно, он был самовлюбленным, возможно, жена была несчастна, но он прожил великую жизнь, он выиграл для нас войну. Как его судить? За измены, за пренебрежение семьёй? Какое это все вообще имеет значение?

⁃ А какое значение это имеет для него?

⁃ История обожает определённый тип людей: Джефферсон, Гамильтон, Пикассо, Хемингуэй – все они изменщики. Словно у них была эта неприкрытая страсть, желание брать всё, что они захотят, и именно это привело их к тому, что они стали выдающимися. Что, если я такой же? Что, если во мне это есть: стать великим? Что, если единственная вещь, которая отделяет меня от Эрнеста Хемингуэя – то, что ему никогда не приходилось выбирать. Он просто дал себе разрешение делать абсолютно всё во имя своего дела и наплевал на всех, кто пострадал.

⁃ И потом вышиб себе мозги в шестьдесят.

⁃ Это что значит?

⁃ Вы мне скажите!

⁃ Я знаю, что я хочу быть хорошим мужем, я хочу быть хорошим партнёром, хорошим отцом. Мне нравится, что у меня есть семья. Дом. Люди, которые на меня полагаются. Нутром я это понимаю. Но я также хочу уехать во Францию. На пару лет. Трахать кого угодно и снова почувствовать себя живым! Написать великий роман. Чего я не хочу, так это врать. Я пытался и ненавижу себя за это. Если что-то можно изменить, я не хочу лгать. Ни себе и никому.

⁃ Это замечательно. Правда. Прежде чем мы попрощаемся, я думаю, вам стоит найти время и взглянуть не на Джефферсона и не на Хемингуэя. Не на ваш список, а на другой. Список людей, которые добивались невероятного, и оставались верными партнёрами. Мы меньше слышим о них, ни они тоже есть.

⁃ Да, конечно.

⁃ И наоборот, как насчёт обычных людей? Зубных врачей, бухгалтеров, которые изменяют своим жёнам. Как они вписываются в вашу теорию? Сам факт того, что вас волнуют эти вопросы, многое говорит о том, кто вы на самом деле.

⁃ Так кто я?…

Кто лично МЫ, можем ответить себе лишь сами. Никогда не стоит давать советы, за результаты которых потом не разделяешь ответственность.
Но, наверное, стоит себе иногда напоминать, что наш выбор – только наш, а выбор избранника – только его собственный. И случаются не зависящие от нас несовпадения. Когда у кого-то ставка самого поиска любви будет гораздо выше поддержания иллюзий её статичности. И даже цена непрощения собственными детьми не перевешивает его желание найти поток, где есть всё сразу и нет объекта. Ведь, пожалуй, этот выбор (именно очень непростой и болезненный выбор) честности также достоин уважения, как и обратный идеализм.

“Блажен тот, кто любит, зная, что всему этому придёт конец, ибо он только тогда живёт…”?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *