“К. С. Станиславский говорил, что из всех трёх психических сфер человека — ума, воли и чувств — последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. ”

Про чувствительных людей можно встретить противоположные мнения:
чувствительность это отрицательное качество, слабость, нервозность, или, напротив, необходимость, чтобы чувствовать самого себя, быть успешным во взаимоотношениях.

Сегодня мы уже не говорим рассерженному ребенку, что он не заслуживает из-за этого нашей любви. Стараемся исключить из обихода фразу “не стоит расстраиваться из-за ерунды”. Мы более эмпатичны, чем когда-либо, в том числе благодаря социальным сетям.

Расширяем диапазон. С лёгкостью определяем малейшие оттенки эмоций.

В то же время, часто приходим к тому, что не имеем эмоциональной регуляции:

нас разгневали – мы в гневе;

расстроили – с упоением грустим;

похвалили – наш день удался;

солнце светит – мы улыбается;

наступили в лужу – выругались…

Мы часто считаем это искренностью и называем тех, кто поступает вопреки этой логике, чёрствыми и запретившими себе эмоции. Таким людям от всего сердца многие советуют пойти на Sensitivity Training, и часто совет имеет смысл.

Однако.

В одном из коллективов, где мне довелось работать, среди сотрудников была скромная девушка.
Поначалу ей из-за внешней сдержанности тоже приписали эмоциональную холодность. Пока основной состав, заламывая руки и вознося проклятья, обсуждал очередное негативное событие, она продолжала работать. Если случалось что-то радостное, и все прыгали от счастья, она едва заметно улыбалась.
Через какое-то время стало известно, что при её большом участии был разработан план по преодолению кризиса, вокруг которого все остальные лишь топали ногами, а в свободное время она волонтёр в Первом московском хосписе.
Познакомившись ближе никто из нас уже не сомневался в её тонкой чувствительности и участливом отношении: в необходимых ситуациях она всегда находила нужное слово, а ещё оказалось, что человек пишет стихи.

Мы никогда не слышали от неё жалоб и не могли отделаться от ощущения, что эмоционально она намного старше всех нас.
Уникальна?

Отнюдь.

Вопреки мнению, что подверженность эмоциям это признак богатого внутреннего мира человека, среди нас немало людей, научившихся забирать из эмоций энергию и использовать ее в дальнейшем.

Энергия эмоций может стать силой творчества, саморазвития, мотивации к достижению целей, а может сделать из вас человека, готового нанести сокрушительный удар, когда захватывает обида, зависть, злость, страх.

Все, кто утверждает, что управление эмоциями это “вред”, “бред” и “невозможно”, на самом деле отказывают себе во взрослой возможности управления своей жизнью.

Именно тогда, когда человек становится способен отстраняться от эмоции, не загоняя их вглубь, он становится выше. И, как одну из важнейших задач родителей, я вижу необходимость дать этот инструмент взрослеющим детям. Иначе всегда будет оказываться виноватым “плохой учитель”, грубый кассир, любой, кто не смог прочитать чувства и не пожалел.

Помню, как однажды в школьные годы я попала в очень неприятную ситуацию, и мне вызвался помочь сосед. Я согласилась, потому как у самой слова застревали в горле при одной мысли о контакте с обидчиком.

Развернувшийся раговор с конфликтной стороной был, как и ожидалось, совсем неприятным: на соседа сыпали оскорбления, обвинения и высмеивания. Вжав голову в плечи, я наблюдала как вместо привычной в мужском мире ответной агрессии он сказал что-то вроде “я понял, что вы недовольны моим участием, но у вас нет выбора, и вот предложение, от которого вам не стоит отказываться…”.
Мой “спаситель” легко провернул такую, как мне тогда казалось неразрешимую, эмоциональную работу, да так, что ни один мускул не дрогнул. Он полностью владел собой.
Хотелось достичь того же самообладания.

Нас учили не проявлять эмоций, но не показывали как. Мы были примерными, но внутри бушевали страсти. Теперь мы многие их показываем, но отклонились в другую сторону.

На своем пути к контролю несколько раз я сворачивала.

Особенно сложно было найти баланс, когда случилось почти одновременное и открытие себя как матери, и переезд, и решение заняться коммерческой фотографией.

Я постоянно ловила себя на том, что становлюсь слишком эмоциональной, и эмоции начинают управлять мною как ребенком. У меня была уверенность в том, что чтобы выходить из негативных эмоций, их следует обязательно во что-то перенаправить, но когда их становилось слишком много, не справлялась.

Наверное, если бы в моем позитивном эмоциональном фоне не нуждались близкие люди, я бы не обращала на это так много внимания: большинство людей вокруг меня так делает. В том числе, те, кого считают в обществе успешными. Люди регулярно дают себе волю поныть публично, обвинять кого-то или что-то в том, что они себя плохо почувствовали и расстроились: от партнёров и детей до банальной непогоды или обращенной к ним фразы с ошибками.

Замкнутый круг – негативные эмоции, которым не можешь дать выход, потому что нет ресурса?

К счастью, вовремя я задумалась об ещё одном, впрочем, довольно редком вокруг меня явлении.

Подтолкнул меня к этому японский аниме сериал “Психо-паспорт”.

Главный персонаж истории – инспектор Цунемори находится в довольно критических негативных условиях, при этом ясно мыслит, не теряет контроль, остаётся чувствительна ко всей гамме человеческих эмоций.

Я хорошо помню, как при просмотре посчитала этого персонажа чем-то аллегоричным: как можно человеку настолько себя контролировать и не принимать негатив, как можно не закрыться и не отключить в этом чувства вовсе?

Цунемори не трансформировала эмоции. Ей не нужно было проходить терапию. Она была словно снабжена внутри устройством почти полного обнуления отрицательных эмоций и, кроме самых крайних ситуаций, это ничего ей не стоило.

Как будто следуя моему запросу, жизнь познакомила меня близко с таким человеком. А по его примеру, я вспомнила и других, о которых раньше мне думалось по-другому.

Как им удаётся созидание без борьбы с постоянным потоком негативных эмоций? Какая-то особая магия открытости, спокойного принятия, особых чётких и красивых мыслей.
При этом, как и у Цунемори, вокруг них отнюдь не комфортные условия.

Это природный дар или результат огромной работы над собой? Как они могут постоянно давать и при этом работать почти без подзарядки батареек?

“Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.” (Спиноза)

Может быть, действительно, секрет в этом? В том, что они нашли своё счастье, и оно им дало эту способность?

Ира, которая умирала в течение года от рака, удивляла своей стойкостью: “Я поняла, как мало мне на самом деле нужно.”

Если мы каждый будем уверены, что для счастья достаточно

– просто жить;

– иметь возможность делать то, что мы хотим;

– быть окружёнными близкими людьми;

– иметь возможность помогать другим…

то, возможно, в каждом откроется этот резерв видеть мир в целом неагрессивной средой, не надевая “розовые очки”?

Люди, достигшие этой гармонии как большие красивые деревья с крепкими корнями: они дают нам дышать, позволяют укрыться от зноя и дождя. Хочется быть таким деревом хотя бы для своих близких.

Жизнь показывает, что если взять это за вектор, все вокруг начинает меняться. Снова расчищается место для доверия и благодарности за каждый миг.

Глубоко чувствуя, мы по своему желанию можем изменить мир, но для этого надо гораздо больше, чем просто беспорядочно испытывать эмоции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *