В старшей школе мы много читали. Надо было писать сочинения по литературе и отвечать на вопросы. Было много времени это делать и в удовольствие.
Если попадалась книга, которая проникала в душу, происходила переоценка ценностей. Каждый раз, закрывая последнюю страницу, я как будто становилась новым человеком: лились потоком обновленные мысли, облекаемые в восторженные слова.
Затем читать художественную литературу я стала редко, но подобные ощущения во мне вызывали некоторые фильмы, некоторые люди, арт-произведения. Яркие цепляющие образы того, как хочется строить дальше свою жизнь или, напротив, в какую сторону не желаешь делать больше ни шага.
Очередной прилив случился вчера после просмотра фильма-биографии “Лев”. И мне хочется им поделиться.
___
Цитируя Яцека Пуликовского: “В широком смысле необязательно физически быть отцом или матерью. Женщина должна быть матерью, а мужчина – отцом в своем окружении, в мире…”
Есть люди, которые по тем или иным причинам не имеют родных детей, но поступают по отношению к другим также, как если бы это были их собственные.
Иметь родного ребёнка и относиться к нему с уважением и любовью, запускается в нас через саморазвитие инстинктами, природой. А вот поступать так, обращаясь ко всем, особенно не имея такого опыта перерождения, – истинное величие.
Фильм побуждает к подобным стремлениям. Все мы – часть общего мира.
Усыновить, просто помочь хоть чем-то ребёнку в нужде, не взирая на кто он и откуда, и выражается ли тебе за это признательность.
___
Отдельные ощущения – то, как показана Индия с точки зрения отдельного маленького человека.
Возникает полное ощущение, что книга “Treasury of Tales from Panchatantra”, которую Данила приобрёл недавно на барахолке в школе, – не сборник странных непонятных нам индийских сказок, а, действительно, мораль того общества.
Впрочем, так ли это уникально?
Например, “Плотник и обезьяна”. Это история про то, как однажды обезьяна захотела научиться новому. В стае её высмеяли, но она отправилась искать. На своём пути обезьяна увидела плотников и, когда те ушли обедать, попробовала расщеплять бревна. В результате её длинный хвост застрял. Плотники вернулись, накричали на обезьяну и вышвырнули её прочь. Так ничему и не научившись, ей пришлось убежать обратно. Мораль – если ты обезьяна, то не стоит мнить себя способным быть кем-то ещё.
Или “Кошка, куропатка и заяц.” Куропатка жила в домике под деревом. Как-то пошла за едой, а в это время её жилище занял заяц. Они ругались и дрались, и в процессе решили пойти за советом к кошке. Кошка вместо того, чтобы выслушать и помочь, их съела. Мораль – не теряй самообладания, иначе потеряешь ум, обратишься за советом к врагу и лишишься жизни.
___
Также как после прочтения “Войны и мира”, сейчас отчаянно хочется дать себе сложные обещания:
– не взирая на границы и другие принципы, помогать друг другу;
– верить в свои силы и поступать по совести…
Иначе, рано или поздно, мы либо станем зайцами и куропатками, которые потеряют самообладание и ум, либо кошками, которые затем вымрут сами по себе от внутренней пустоты.
___
Радует, что история Сару закончилась именно так, а режиссер смог рассказать её сдержанно, без популярного ныне надрыва из постоянного потока слёз.
Детям, сыгравшим свои роли в этом фильме, отдельное спасибо.
Спасибо за импульс нам, взрослым, отдавать себя и одновременно быть сильными, чтобы было чем их поддерживать. Потом утрясётся, но всегда полезно?
Добавить комментарий