Бабушка по маминой линии часто говорила: “сытый голодного не разумеет, а здоровый больного”.

С раннего детства без родителей, прошедшая лишения войны, гибель сына, почти всю жизнь бабушка Надя вела с малой помощью натуральное хозяйство и была в строю до последнего, отдавая окружающим себя всю без остатка.

Диабетик с жуткими болями в суставах. Когда было нестерпимо больно, она тихонько плакала и говорила: “Боль, внученька, такая, что если бы хоть один человек сказал: “если съесть экскременты, станет легче”, я бы съела.”

Я жалела как умела, но понимать, какого ей хотя бы приблизительно могло быть в те моменты, стала тогда, когда у самой появился опыт нестерпимой боли.

Мы часто рационализируем там, где не обойтись без опыта. Теоретизируем эмоции, чувства, значимость, правильность, чужую боль и нужды. Узнав поверхностно, даём другим советы “как надо” понимать ситуацию и вести себя в ней.

Сейчас, когда я хожу по Москве, мне очевидно, что моя жизненная философия после пяти лет жизни в Амстердаме здесь актуальна не более чем законы гравитации Марса на планете Земля.
Понятно, почему многих здесь при минус 30’С удивляет как можно “не использовать шубы из натурального меха” или “ездить на работу на велосипеде вместо автомобиля”, когда, чтобы проехать километр вдоль московской трассы, требуется скафандр от грязи и кислородная маска.

Даже имея опыт проживания в российской столице в течение 35 лет, я успела забыть реальность всего за пять.
Моя рука тянется приложить транспортную карточку на выходе из трамвая. Мне сложно уложить себе в голове, что тут нет разделения мусора. В гости с обязательным угощением, на встречу всегда с подарками детям.

Москва отличается от Амстердама, как и жизнь любого другого человека от нашей жизни.
Мы вроде бы все одинаковые, но нам до конца не понять друг друга из-за разного опыта, разных нейронных связей.

Проблема ли это?

Нет, когда мы понимаем как нелепа уверенность, что при отсутствии близкого опыта мы на самом деле знаем какого это:

– испытывать неутихаемые надолго боли;

– жить в нужде в ситуации отчаяния;

– сталкиваться с потерей близкого человека;

– постоянно заботиться о ком-то и нести ответственность…

и так далее, спускаясь на конкретику отдельной личности и конкретных обстоятельств.

 

В сети есть цитаты российских политиков:

“Курс рубля людей вообще особо не беспокоит.” Д. Песков

“Если не хватает денежных средств, надо вспомнить, что все мы, россияне, русские люди, прошли и голод и холод. Надо просто задуматься о собственном здоровье и начать поменьше питаться, например.” И. Гаффнер

“Общее ощущение у меня такое, что нам нужно всем в стране, прежде всего, больше и лучше работать, и получать от этого удовольствие, может быть, за счёт меньшего времени на завтрак.” А. Дворкович

И вот это уже проблема – уверенность, что имея тысячи метров собственной недвижимости, ты можешь назвать забавным то, что кто-то другой покупает квартиры в 20 квадратных метров, или, ни разу не поставив себе задачу близкого изучения вопроса говорить, что по формальным признакам в России нет бедных пенсионеров.

Уверенность вполне искренняя, объясняемая отсутствием близкого опыта “сытый голодного не разумеет”. Не со зла, с откровенным непониманием “как это выглядит для той части населения, о которой речь”.

Не политика, но примеры также от души и без камня за пазухой:

“Страдания во время родов явно преувеличены.”
– вряд ли это высказывание принадлежит женщине, проходящей первый раз опыт естественных родов

“Работать в офисе легче, чем сидеть дома с ребёнком.”
– из той же серии как “быть мужчиной проще, чем женщиной.”

Если смотреть ещё глубже, то, даже имея собственный опыт, он все равно остаётся собственным и не будет на 100% отражать результат прохождения у другого человека. Отсюда любая попытка определенно высказываться о чувствах, первопричинах и эмоциях других людей – не совсем правда.

Самый запомнившейся в обратную сторону случай – мама пыталась в сети “пожалеть” тех кто не рожал, отчаянно и абсолютно искренне принимая отказ в жалости как попытку защищаться и отрицание.

Да, мы можем пытаться понять даже то, что в качестве опыта нам в реальности не доступно, “надеть чужое пальто и походить в нем.” И в том числе помогают нам в этом искусство и технологии. Различными приемами достигается возможность на какое-то время почувствовать человеком из другой социальной среды или даже другого пола (к примеру, мужчины могут теперь почувствовать родовые схватки, ждём когда изобретут прибор, позволяющий женщинам почувствовать страдания мужчин при повышении температуры тела до 37С, может, действительно, шутка станет не актуальной?)

В одном из детских музеев Нидерландов есть этаж “ограниченных возможностей”.
Там, используя определённые приспособления, можно примерно почувствовать каково это – передвигаться на инвалидном кресле, быть слабовидящим, не слышать.
Гуляя по Москве с детской коляской, кажется, что такого эксперимента не хватает московским чиновникам.
Нашим верхам перед планированием очередной инициативы, было бы полезно на какое-то время погружаться в среду, где отсутствует служебный автомобиль с водителем, и потребительская корзина на пенсию минус нужды крайней необходимости, хотя, я уже повторяюсь.

“Тот, кто всем удовлетворён, – неумолим”.

“Достоинства голодного сытый не заметит.”

“Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.”

Жизнь убеждает вновь и вновь.

Как стать мудрее?

По мнению Конфуция есть три пути:

“Путь размышления – самый благородный; 
путь подражания – самый легкий; 
путь личного опыта – самый тяжелый”.

1. Перестать предвзято относиться к окружающим нас людям, ситуациям, вещам. Не ставить людей выше или ниже себя. Признавать, что мы все ошибаемся.

2. Созерцать, наблюдать, ставить под сомнение свои мотивы, общепринятые понятия. Быть восприимчивым к другим, быть слушателем.

3. Учиться распознавать наставника в каждом. Мудрость не значит успех, мудрый человек не обязательно тот, чей путь нам хочется повторить.

4. Много читать, составлять своё мнение и обсуждать с другими. Помнить, что знание существует для обмена.

5. Разбираться в себе: убеждения, мнения, предубеждения, сильные и слабые стороны. Учиться терпеть, понимать и прощать других.

Ну и, наверное, путешествовать?
“Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *