“Голова женщины на фотографии Джона Томсона “Нищие” кажется слишком большой для своего туловища. Её глаза опущены, взгляд слишком несчастный и уставший, чтобы смотреть в объектив. Ребенок, завернутый в шаль, повернут спиной к камеpe. Эта женщина слишком истощена, слишком слаба и слишком подавлена, даже чтобы просить милостыню.

Испещрённое морщинами лицо женщины резко контрастирует с бледной детской кожей, как будто на нем оставлен след всех пережитых невзгод. Образ сидящей женщины с ребёнком на руках, вызывает в памяти образ Мадонны с младенцем в картинах христианской тематики. Тем не менее мрачный пейзаж, изнуренное стареющее лицо женщины и усталость, сквозящая во всем её облике – у неё даже нет сил смотреть на ребёнка – служат горькой пародией на оригинальный образ.


Такие женщины целыми днями стояли на коленях, лишь бы получить горячей воды или жидкого чая, чтоб поддержать в себе остатки сил. Ребенок на руках – явно не ее сын; она следит за ним, пока его мать работает неподалеку.
В кадр Томпсона попадает чашка с чайником. Сидя на голых ступенях фигуры выглядят неуместно, что ещё больше усиливает мрачность сцены.


В 1875 году Джон Томсон отметил: «В этот период прогресса камера должна стать инструментом. который будет двигателем этого прогресса». Два года спустя вместе с журналистом и социальным реформатором Адольфом Смитом он опубликовал первый крупный социалогический трактат о жизни британцев, иллюстрированный фотографиями – Уличная жизнь Лондона. Впервые он вышел в свет в феврале 1877 года в виде ежемесячного журнала и продолжал издаваться на протяжении еще 12 выпусков. В каждом содержался доклад Смита и три фотографии Томсона. напечатанные в технике вудберитипии.


Этот относительно новый метод фотомеханического воспроизведения обладал высокой детальностью, придавая изображениям глубину и реализм. Томсон и Смит считали, что такие фотографии демонстрируют неопровержимые, объективные факты. В декабре 1877 года все фотографии и трактаты были опубликованы в книге под тем же названием с декоративным тканевым переплетом и золочеными обрезами, предназначенной для представителей буржуазии. Именно это имел в виду Томсон, говоря о камере как о двигателе знаний и прогресса.”


(Из книги Д. Хэкинга “Фотография всемирная история”)