В период моей первой беременности вокруг меня витал дух обязательности грудного вскармливания, рекомендованного совместного сна, повышенного внимания к потребностям ребёнка и формирования чувства глубокой привязанности к матери. В этом тренде растили будущее поколение несколько ближайших подруг, и в том числе врач, принимавший в Москве роды, культивировала эти настроения: “Пока кормишь, клади ребенка с собой под бок, высыпаться хоть будешь и да, кормление по требованию, чтоб вес набирал и молоко было.”
С единомышленниками мы обменивались книжками Цареградской, Сирзов, ссылками на форумы консультантов по грудному вскармливанию и рекомендациям ВОЗ.

Муж, присутствовавший на родах, меня во всем поддерживал, внимая моим размышлениям вслух с цитатами и логическими обоснованиями “как растить ребёнка”. Всё казалось очевидно единственно правильным: нет химии, соскам, бутылкам! да здравствуют естественные роды, импринтинг, симбиотическое единство, теория привязанности, слинги и все такое прочее.

Первые полгода, действительно, прошли очень гладко и беззаботно, за исключением первичного налаживания ГВ и недели коликов. Расстаться, правда, с младенцем при этом я могла лишь на максимум пару часов, и пока он спал.

После полугода возник первый серьёзный вопрос: периоды самостоятельного сна начали не увеличиваться, а сокращаться (ребёнок к этому времени пополз и полезли зубы). “Период такой!”, – успокаивала я себя и мужа, перечитывая форумы. Тем более, мы все в общем-то при этом спим, в сравнении со многими, кто ночью ещё был на бутылке и бегал по очереди в комнату, где стоит отдельная кроватка малыша. Как бы в подтверждение этому настрою, первые несколько ночей без кормлений и каких либо специальных ухищрений с нашей стороны, сын действительно проспал в возрасте около года. Ура! Подход работает отлично, всё больше убеждались мы, глядя на довольного здорового карапуза, и радуясь, что не послушали тех, кто пропагандировал начать вводить интервалы и приучение с четырёх месяцев к самостоятельному сну. Скоро-скоро будет больше автономии, ведь уже “откормила” год, получив по дисциплине кормления четверку, даже у Комаровского.

Сыну полтора. Зубы все вылезают. Ночные просыпания то чаще, то реже. Ставим “отлично” по кормлению, но перспектив самозавершения не видно. Конечно, я читала что совместный сон и периодические прикладывания предполагаются в этом тренде до самоотлучения, но сама-то подсознательно рассчитывала, что после года свернуть их будет проще простого. Взял и прекратил. Какие могут быть вопросы?
Одновременно с этим прояснилось, что когда ребенок у груди мамы до года, общество воспринимает это как норму, а вот далее признавать себя членом долгокормящего тренда могут только мужественные мамы: большинство этого не понимает и считает маму фриком, которого надо либо вразумить, если есть надежда, что не все потеряно, либо лучше обойти стороной (это мои личные впечатления от обсуждения этой темы с родственниками, друзьями и медработниками из России). Неприятно.

Второй сбой ожиданий – первое “Нет”. Читая ценные указания выбранной родительской философии, складывается впечатление, что ребенок таких родителей, а уж особенно маму воспринимает априори как доминанту, а любой “кризис” преодолевается “взять на ручки”, объяснить, переключить внимание, приложить к груди.
В реальности наш сладенький двухлетка мог с как будто бы пустого места включить сирену НЕТ и начать биться головой об стену, никого не подпуская к себе.
Вспоминаю, как звоню я в этот период подруге, мамой двоих детей взращиваемых в чистом описанном тренде и слышу в ответ на мою возникшую ситуацию: “Я своим детям всегда давала разъяснения про запреты, но вот сейчас я думаю, что было бы удобнее, чтобы у них просто “нельзя, так как мама сказала”, так как сил и времени на уговоры иногда просто нет“. Снова чувство, что бежали по пути, где была известна лишь одна сторона медали.

Начался период самообразования в “детской психологии” и “педагогике” по расширенным в трендах источникам. Стали постепенно находиться методом проб и ошибок ответы на бесконечные вопросы и подход к своему ребенку. Другие тренды начали выглядеть не столь уж абсурдно. Везде можно найти плюсы. Например: “ленивая” мама=растет самостоятельность/”работающая”мама=больше автономии у родителей/”развиваем талант с нуля”=повышаем шансы что сможем быстро хвалиться достижениями/”дети без ДДУ”=меньше болеют/”требуем во всем послушания”=удобное качество для членов тоталитарного общества. Но любой лобовой подход имеет и свои подводные камни, а нам, чтобы выбирать честно, нужна бы вся информация. Обещания “правильного” родительства – блеф, признаки которого категоричность, критика несогласных и унижения с ярлыками для тех, кто внимает другим идеалам.

Если вы меня спросите, жалею ли я о длительном ГВ, СС и прочем, я отвечу “Нет, глобально не жалею”, но теперь, если я получаю запрос на совет, я почти наверняка начинаю с фразы “Мне известно несколько мнений на это счет….”